Вернуться назад Распечатать

Мясопустная родительская суббота

 

Уже совсем скоро зазвучат под церковными сводами покаянные песнопения Великого Поста. Но сначала верующие собираются, чтобы помолиться о всех «от века» скончавшихся православных.

9 марта – Мясопустная родительская суббота. Вселенская дата поминовения усопших.

Оно совершается во всем православном мире, потому суббота и именуется Вселенской. Именование «родительской» сложилось ввиду того, что издавна, прежде всего, поминали усопших родителей, а также вообще предков. Но, конечно, молиться нужно за всех усопших – родных или просто знакомых, близких друзей и бывших при жизни врагами.

Дата этой Родительской – первой в календарном году – подвижная, и зависит от времени Пасхи (дата меняется год от года), следовательно, и начала Великого Поста. Она всегда приходится на субботу так называемой Недели мясопустной (когда в последний раз перед постом Церковь благословляет вкушение мясной пищи). Потому не только воскресный день, но и предшествующая ему суббота также именуется «мясопустной».

 

Что делать в родительскую субботу

  1. Посетить храм накануне Родительской, вечером. Именно с этого времени начинается богослужебный день, а значит – звучат и первые молитвы о упокоении почивших православных. В это время можно и нужно подать записки о упокоении с именами близких, в том числе сорокоуст.
  2. Прийти утром налитургию – во время нее также будут поминать усопших, после же службы состоится панихида.
  3. По возможности – если позволяют силы, время, наконец, погода, посетить кладбище, прибраться на могилах близких людей и, конечно, помолиться о них. Вместе с тем, если нет возможности посетить могилу именно в этот день – слишком сокрушаться не стоит, ведь душе куда важнее церковная молитва.
  4. Раздать милостыню, как говорили наши предки, «на помин души» усопших. Это могут быть продукты, принесенные в храм, и/или розданные нуждающимся, а также – скромное поминальное застолье, особенно, если усопший скончался недавно, и/или если на Родительскую приходится его памятная дата (день кончины, день рождения, день свадьбы у супругов).
  5. Сугубо помянуть близких усопших на домашней молитве.

Записки, свечи 

В записки о упокоении следует вносить имена только тех христиан, кто крещен в православии.

Необходимо:

  • писать имя в Крещении, даже если по паспорту имя иное – именно по крещенным именем верующего знает Господь;
  • указывать имя в родительном падеже;
  • называть имя христианина или христианки полностью, без сокращений или уменьшительных форм («Валентины», а не «Вали», «Сергия», а не «Сережи» и так далее);
  • стараться писать имена максимально разборчиво, чтобы служащие, молящиеся за усопших, не делали ошибок.

Подавая записки, здесь же, в притворе церкви, приобретают и свечи. Наряду с продуктами они – также жертва Богу о душе.  Свечу следует поставить на панихидный столик (его также называют «канон»), который стоит, как правило, в центре храма, при этом перекреститься, про себя читая краткую молитву о усопшем. Часто она, для удобства новоначальных христиан, даже бывает написана рядом с панихидным столиком.

 

Продукты в церкви

В родительские дни в храм также можно и нужно приносить продукты, они – милостыня о душе почившего. Их кладут на большой стол в центре храма. По окончании богослужения священник особо благословляет приношения и молится о усопших, «их же ради принесоша». Принося продукты, лучше приходить к службе до её начала, чтобы во время богослужения не мешать другим молящимся, размещая на столе приношения и излишней суетой отвлекая от молитвы.

Как правило, на канон кладут:

  • хлеб;
  • фрукты и сухофрукты;
  • овощи;
  • овощные консервы;
  • рыбные пресервы;
  • мёд;
  • выпечку;
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • крупы;
  • макароны;
  • чай;
  • растительное масло;
  • муку для просфор.

Три важных богослужения, на которые необходимо подать записки с именами близких:

  • Великая Панихида, или Парастас;
  • литургия;
  • еще одна панихида после ее окончания.

Вселенскую родительскую субботу священники служат в белом облачении. Крещение, венчание, погребение – всё в белом. Белый – цвет перехода, потому что с точки зрения физики – это не цвет, а его отсутствие.