Вернуться назад Распечатать

Состоялось очередное собрание сестричества

 По благословению и при участии духовника сестричества святой блаженной Валентины Минской – настоятеля прихода храма Воскресения Христова г.Клецка, благочинного Клецкого церковного округа иерея Андрея Евшеля в воскресенье состоялось очередное собрание сестер, на которое были приглашены также прихожане, желающие посвятить себя служению людям.

После обсуждения насущных вопросов, относящихся к деятельности сестер милосердия, была затронута тема милосердия одной из подвижниц нашей эпохи, нашедшей себя в служении людям.

 Разговор шел о Фредерике де Грааф, много лет работающей в Первом Московском хосписе, написавшей книгу «Разлуки не будет», которую она презентовала в 2015 году.

Фредерика де Грааф до 25 лет жила в Голландии, но встреча с митрополитом Сурожским Антонием, который в 1975 году приехал в университет, где училась Фредерика, изменила ее жизнь. Через несколько лет Фредерика решилась переехать из Голландии в Англию, чтобы стать прихожанкой и духовной дочерью владыки Антония. Свое второе имя, Мария, Фредерика получила при крещении. Крестилась она в Москве, куда приехала на стажировку в МГУ. Протоиерей Николай Ведерников крестил ее не в храме, а на квартире, тайно, как это часто происходило в советские годы. После этого визы в Россию ей не давали 15 лет. Фредерика де Грааф живет в России и помогает пациентам Первого Московского хосписа, их родным и близким. Многие помнят ее как человека, который был рядом в самые тяжелые минуты. Фредерика может снять физическую боль пациента, умеет выслушать, поговорить, или просто молча посидеть рядом, когда это нужнее всего.

Есть в книге этой удивительно женщины и такие слова: «Митрополит Антоний говорит, что нельзя с легкостью сказать человеку: «Ты скоро умрешь», если у человека есть страх смерти. Владыка говорит, что в таких случаях необходимо постараться «открыть ему, что такое вечная жизнь, дать почувствовать, в какой мере он уже обладает вечной жизнью и насколько уверенность в вечной жизни помогает победить страх смерти. Не горе разлуки, не горечь о том, что смерть существует, а именно страх».

Надо определить вечную жизнь не с точки зрения времени (как бесконечную длительность), а с точки зрения ее качества – как жизнь, переливающуюся через край. Вечная жизнь, по словам владыки Антония, «не означает жить бесконечно и без конца, что могло бы быть очень неприятным прогнозом. Наоборот, это означает полноту жизни, это значит быть живым до такой степени, что никто не в состоянии отнять эту твою жизнь, что бы ни случилось».

 Обсуждая услышанное, иерей Андрей Евшель акцентировал внимание в первую очередь на том, что девиз сестричества «Стоять во Христе и со Христом!» и разговаривать с человеком именно с этой позиции:

– Должно быть понимание того, что не обязательно человек должен быть исцелен физически. Главное, чтобы его болезнь была во спасение души, это и есть дорога ко Христу. Еще один важный момент –молчание. По словам Антония Сурожского «сиди под кожей своей», то есть учись быть внутри себя, в молчании и молитве. Не столь важно, вычитал ли ты утреннее и вечернее молитвенное правило, а важно молился ли ты!? Когда мы далеко от Бога – мы далеко и от себя! И «душа растет незаметно», ибо всякое страдание имеет смысл. Спаси нас Господь!

«В Православной церкви во время отпевания мы молим Бога об усопшем, мы свидетельствуем, что он жил не напрасно. Мы стоим с зажженными свечами – символом света его жизни, и просим Бога, чтобы он дал ему Свой мир. В конце панихиды мы просим Господа: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему… и сотвори ему вечную память». Будем помнить, что молитва – это единственная возможная коммуникация с усопшим после его смерти. Чем глубже мы уходим в молитву, то есть в предстояние перед Богом, тем ближе мы с усопшим. Кроме того, искренняя молитва за усопшего может облегчить его состояние и быть ему в радость» – об этом писала Фредерика де Грааф.