Иерей Андрей Евшель о том, почему мы поминаем умерших на Радоницу
О Радонице, как о специальном дне поминовения усопших, нам известно давно. Более того, в Беларуси этот день является выходным, на гражданские кладбища организуются дополнительные рейсы общественного транспорта. Но несмотря на все это, у многих прочно укоренилась традиция отправляться на погосты в праздник Воскресения Христова.
– Практика показывает, что на кладбище в Пасху едут те, кто не были в храме и не встретили это величайшее торжество, – рассказывает благочинный Клецкого церковного округа иерей Андрей Евшель. – Таким образом у них происходит некое замещение, когда вместо того, чтобы идти в храм, они едут на кладбище. Эта возникла в советские времена, когда люди были лишены возможности открыта ходить в Церковь. Храмов было мало, посещать их – запрещалось, так и отвыкли. А душа требовала некоего единения с миром духовным именно в этот день, и поэтому люди устремлялись на кладбище. Сегодня, безусловно, эту традицию надо стараться изжить. Лучше все-таки быть на Пасху в храме, а на кладбище ехать уже на Радоницу.
– Скажите, батюшка, какие существуют виды заупокойной молитвы?
– Самое главное – это поминовение за проскомидией и за Божественной Литургией. Это может быть записка, поданная перед конкретной Литургией, либо «сорокоуст» – поминовение на сорока проскомидиях и Литургиях. Подобное поминовение может быть годовое, а в некоторых случаях даже бессрочное, если в храме таковое совершается. Еще один вид заупокойного поминовения – это панихида, она постоянно совершается в наших храмах. Для этого тоже нужно прийти в церковь, подать записку с именем усопшего. Конечно, лучше всего, чтобы мы не просто приносили записки и уходили, словно это нас не касается, а принимали участие в этих богослужениях: постояли на Литургии, на панихиде, и вместе со священником помолились о близких.
Заупокойная лития – краткое заупокойное моление – как правило совершается на кладбищах или в период Великого поста, в будние дни.
Хороший способ поминовения усопших – Псалтири, которую человек может сам читать дома. Можно за близких читать и канон об усопшем, который есть во многих молитвословах, а также его можно найти в интернете. Акафист о единоумершем (читается не о разных людях, а об одном человеке) читается сорок дней после смерти, и за сорок дней до годовщины смерти человека.
– Нужно знать, что Господь в первую очередь слышит и принимает не молитву как форму, где одно следует за другим, и все слова стоят на своих местах, а молитву, которая идет от нашего сердца, – говорит иерей Андрей Евшель. – Поэтому помимо установленных молитвенных чинов мы можем молиться своими словами о самых простых вещах: можем просить, чтобы Господь простил почившему сроднику или другу все его согрешения, которые он совершил здесь на земле вольные и невольные, и чтобы сподобил Своей милости и Небесного Своего Царствия. Об этом можно молиться своими словами, на всяком месте, в любое время, и я всегда советую это людям, которые только-только пережили потерю близкого человека. Как часто? А вот каждый раз, как вспоминается им почивший, когда сердце с болью сжимается надо эти слова обязательно произносить. И опять-таки, и душа утешается и успокаивается, и самое главное, что утешается и успокаивается душа того, кто уже скончался.
Существует заблуждение, что в дни сугубого поминовения усопших, к которым относится и приближающаяся Радоница, Церковь молится также о людях, кто самостоятельно ушел из жизни, то есть о самоубийцах. Но это неправда: таких дней просто нет!
– Нет более страшной скорби, чем когда кто-то из близких уходит из жизни таким образом, – с пониманием произносит отец Андрей. –
Для родственников и близких тех, кто совершил самоубийство не по причине психического заболевания, можно предложить молитву преподобного Льва Оптинского, которую он дал одному своему ученику, сильно скорбевшему об отце, наложившем на себя руки. Она содержит некое утешение для читающего и, безусловно, каким-то утешением будет являться и для ушедшего из жизни таким страшным образом. Но лучше эту молитву не начинать читать самому, а придти в храм и взять благословение у священника. Кроме этого, посоветую в память о таком человеке совершать милостыню, какие-то дела добрые – именно ради него. Но не просить у тех, кому вы благотворите, чтобы они помолились о нем, чтобы не навлекать на них искушения. Во-первых, они берут на себя сверх меры, а во-вторых, потому что ничем хорошим это закончиться не может. К сожалению, очень многие воспринимают отказ Церкви поминать самоубийц как отторжение, будто мы поставили на человеке печать погибели. Но эта кажущаяся жестокость на самом деле ни что иное, как дело милосердия по отношению к живущим и искушающимся помыслом о самоубийстве.