Благо Храм » ВЫСТУПЛЕНИЯ И ПРОПОВЕДИ » Венчаться или… только расписаться?

Венчаться или… только расписаться?

11 январь 2023, Среда
236
0

 

Создание семьи – это выбор, который определяет всю дальнейшую жизнь человека вне зависимости от того, насколько удачным он будет. Не будем лукавить, что множество людей знакомятся и начинают встречаться с другим человеком только благодаря его привлекательным внешним данным или "подходящей" манере поведения. Иногда складывается впечатление, что молодежь выбирает свою вторую половину именно на какой-то небольшой отрезок времени, а не на всю жизнь. Ведь если человека украшает только внешняя красота, то она вряд ли будет хорошей гарантией счастливых и крепких супружеских и семейных отношений. Время же быстро меняет внешние данные, тогда как душевная красота только прибавляется, супруга (супруг) становится мудрее и сдержанней. Разве не это – основа крепкой семьи? Однако некоторые наши читатели считают, что укрепить союз двоих может только… венчание в церкви. На сколько ошибочно это мнение, и что является основой долгих и добрых отношений мужчины и женщины (мужа и жены) в браке мы поговорим с благочинным Клецкого церковного округа, настоятелем прихода храма Воскресения Христова г.Клецка иереем Геннадием Белоусом.

Батюшка, Священное Писание дает нам учение о браке. В чём его суть?

– Брак – это союз двух людей, мужчины и женщины. Самая первая заповедь, данная людям в Раю, касалась именно этого союза: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт.,1:28)". Христос позже уточняет: "посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Мф., 19:5)". Таким образом, брак с точки зрения христианства это не просто союз двух людей, а своего рода слияние двух личностей, образующих нечто новое. Самый простой пример – это изготовление бронзы. Чтобы ее получить, необходимо сплавить медь и олово, но из бронзы обратно их получить практически невозможно. Семья – это Малая Церковь, обретение спутника, который поможет дойти по непростому жизненному пути до Царствия Небесного. А такой союз невозможен без взаимной любви. Апостол Павел так говорит: "Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя…Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Еф., 5:28,33)". И речь идёт о страхе не прогневить мужа. Не о боязни деспотичного супруга, а о страхе обидеть любимого человека. Обязательным признаком семьи являются дети, минимум трое. Как уже говорилось выше, Бог благословил брак, сказав "плодитесь и размножайтесь". Плодитесь – это рождение детей, размножайтесь – это увеличение числа людей. При союзе двух людей увеличение населения возможно только при рождении минимум трех детей у одной пары. Таким образом, Венчание – это Таинство, которое совершается священнослужителем над мужчиной и женщиной, выявившими желание о заключении такого союза и выразившими соответствующие намерения перед Церковью и священником. Это – союз любящих и уважающих друг друга мужчины и женщины, идущих по жизненному пути рука об руку, находящими компромисс в разных вопросах, являющихся заботливыми родителями нескольких детей и строящих Малую Церковь.

 

Много на тему брака слушаем проповедей, но одно из высказываний запомнилось. Отвечая на вопросы, священник сказал приблизительно так: "Семья – это всегда риск. Да, иногда все основания для счастья есть, люди делают всё правильно, чтобы быть достойными Божией милости и семейного счастья. А счастья нет. И наоборот: накуролесят по молодости, нет основания для счастья, а Бог по Своему милосердию именно для этих людей находит основание для счастья. Это тайна от Бога. Это риск для человека. Всегда. И это честно". Отец Геннадий, а что в Вашем понятии есть СЕМЬЯ НОВООБРАЗУЮЩАЯСЯ?

– Безусловно, семья это всегда риск. Более того, это своего рода добровольное рабство, добровольный отказ от части себя. Ведь всегда хочется делать только то, что сам человек выделяет для себя важным. В семье от этого приходится отказываться, и на первый план выходят нужды именно семьи, а не конкретного человека. Для новообразующейся семьи очень важно не только понимать, но и принимать и исполнять в действительности. В современном мире есть понятие тестирования, проверки производимой продукции. Альфа тест – это время до свадьбы: очень важно в это время узнать друг друга как можно лучше – и позитивные, и негативные качества человека. Если всех всё устраивает, приходит время свадьбы. Тут уже начинается бета тест: главное здесь – это терпение и желание обоих супругов изменить себя в лучшую сторону, притереться друг к другу. "Носите тяготы друг друга (Гал., 6:2)", пишет Апостол, то есть принимайте слабости другого как свои личные. Это работает только в двустороннем режиме, и если один из супругов не готов или не желает таких взаимоотношений, то семья обречена либо на несчастье, либо на распад.

Священное Писание говорит нам о единобрачии. И Господь указывает только одну причину для развода – прелюбодеяние одного из супругов. По церковным правилам, если брак распался по вине прелюбодеяния, потерпевшей стороне разрешалось вступать в брак второй раз. Также повторный брак разрешался по причине вдовства. А что сейчас?

– Для начала надо уточнить. Христос сказал следующее: "Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф., 19:6,8). Именно по этой причине в Церкви существует Таинство Венчания, и отсутствует таинство развенчания. При этом существует такой орган, как церковный суд, и ввиду слабости человека есть несколько причин, по которым после разбирательства церковного суда брак может быть признан недействительным. Это такие причины как: супружеская измена; невозможность одного из супругов иметь детей; принуждение к браку; сознательно нанесённое себе увечие одним из супругов; психическое заболевание одного из супругов, подтвержденное документально; новый гражданский брак одного из супругов, подтверждённый документально; пропажа без вести одного из супругов (не менее 3-х лет, подтвержденное документально); заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям, в том числе – медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, и отсутствие видимого и действенного желания к излечению от них; аборт или принуждение к нему; посягательство на жизнь одного из супругов или детей, документально подтвержденное. При наличии одной или нескольких причин потерпевшая сторона может обратиться к правящему архиерею с просьбой, признать брак утратившим силу. Если эта просьба будет удовлетворена, то для потерпевшей стороны будет возможность венчаться вторым или третьим браком. При этом, если новый избранник не был ранее венчан, то такой союз может быть венчан первым браком. Первое венчание самое торжественное и долгое, им венчают никогда в браке не состоявших людей. Второе уже несколько скромнее, и третье – самое малое. Более трёх раз в Церкви не венчают. Также порой бывает, что распадается брак священнослужителя. В таком случае, если правящий архиерей не видит вины священнослужителя в распадении брака, то последний может быть оставлен в текущем духовном сане. Однако вступать в новый брак он не может, так как священство – это брак человека и Церкви: он является более высоким, и вступление в брак семейный является умалением Таинства Священства. Следовательно, повторный брак по канонам церкви для священника обычно невозможен.

 

Распад семьи можно сравнить с настоящей трагедией для его непосредственных "участников". Особенно в этой ситуации всегда страдают дети. Но сейчас мы говорим о мужчине и женщине, в недавнем прошлом ещё – муже и жене. Рассмотрим следующую ситуацию: брак в прошлом у них был зарегистрирован только в ЗАГСе, могут ли они в повторном браке венчаться?

– Как уже упоминалось, в церкви есть три типа Венчания – первый, второй и третий брак. Венчать больше трех раз запрещено, так как это уже считается проявлением похоти человека. При вступлении в брак второй или третий раз и венчание будет проходить соответствующее. Если же, как говорилось выше, один из брачующихся вступает в брак во второй либо третий раз, а другой – впервые, то ради ранее не венчавшегося может быть совершено Венчание первого брака. Наличие детей от предыдущих браков мне нигде ранее как какое-либо препятствие для нового брака не встречалось.

Теперь о любви. Заповедь о любви – центральная в Новом Завете. И если так получилось, что люди вступили во второй брак, они также имеют возможность любить и быть любимыми. Но… в чём трудности и даже опасности повторных браков? Кроме проблем духовного характера, какие иные "подводные камни" могут подстерегать второбрачных?

– Ни один нормальный человек не будет спорить, что брак нужно создавать один раз на всю жизнь, и что это гораздо лучше, чем идти путем проб, ошибок и грехов. И ни один брак не распадается по вине одного конкретного человека: виноваты всегда оба, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, или оба в равной мере. Ни один человек не может просто вычеркнуть негативный опыт из жизни, забыть все как страшный сон, перевернув страницу. Прошлое всегда настигает нас последствиями наших совершенных поступков, которые на тот момент нам казались правильными, но привели к ошибкам. Даже после покаяния и исповеди последствия наших грехов будут с нами. Останутся бывшие супруги, дети от прошлых браков, с которыми необходимо общаться, а также воспоминания о прошлых связях и привычка ко греху. А значит, уже априори не может быть "все хорошо", снова начинается борьба с самим собой, обстоятельствами, привычками. Более того, в определенной степени идти на компромисс часто заставляет нас именно страх развода, как последнее средство. Но один раз уйдя из семьи, повторно это сделать уже проще: страх уходит, и постепенно после трёх-четырех браков человек просто скатывается в блуд, действуя по принципу – это мне не подходит, менять себя не буду, поищу ещё.

 

Отец Геннадий, по-вашему, между первым и вторым браком должен быть какой-то промежуток?

– Если первая семья распадается, и есть разрешение на второй брак, то в таком случае лучше всего, конечно, с новыми отношениями обождать. Часто с подобными вопросами на исповеди бывают женщины, бывшие (по их словам) в браке несчастными, угнетаемыми, и им хочется поскорее найти бальзам на эти раны. И в поисках такого лекарства они часто как в омут с головой бросаются в новые отношения. Это же касается и мужчин. Лучше обождать, пока раны затянутся сами, ведь лекарство в скором времени перестает быть нужным, и за ненадобностью мы от него просто откажемся...

А теперь давайте перейдём к конкретным вопросам наших читателей: "Мой муж со своей первой женой давно развёлся. Через несколько лет он женился на мне, мы с ним расписаны. Прежний брак его был венчанным, остался ребенок. У нас с ним тоже родился сын. Не живём ли мы в блуде? А в будущем нам можно венчаться?"

 – Если ваш брак заключен в ЗАГСе, то формально в блуде вы не живёте. Тут вызывают вопросы первопричины – уход из первой семьи, почему и как именно это случилось. Если виновным в распаде первого брака является Ваш супруг, то повенчать вас никто не сможет, если же не виновен – то венчание возможно. Однако эти вопросы лучше решать в личной беседой со священником, чтобы была возможность выяснить все нюансы и получить квалифицированный и исчерпывающий ответ.

Читаем дальше: "Можно ли повенчаться без регистрации брака в ЗАГСе? Мой мужчина говорит, что формальности нам ни к чему, главное – Церковь. Но ведь в глазах своих родных я буду выглядеть и дальше незамужней… Кто прав в этой ситуации?"

– Венчают без регистрации в ЗАГСе лишь в самых крайних случаях. Например, очень длительная и (или) опасная командировка. И то, как правило, священнику необходимо обращаться за разрешением на такое венчание к правящему архиерею. В обычных обстоятельствах Церковь запрещает такие венчания. Поход в ЗАГС уже само по себе свидетельство твердого намерения принятия брака, но, к сожалению, за период с подачи заявления до заключения брака эти намерения у одного из молодых людей могут исчезнуть. Поэтому "штамп в паспорте" уже является некоей гарантией серьёзных отношений. Кроме всего прочего, есть ещё и юридическая сторона вопроса – единое имущество, его наследование и т.д. Поэтому государственный брак не просто формальность, и без заключения оного Венчание невозможно.

 

– "Мой теперешний муж – человек глубоко верующий, ценит семью и всё что с ней связано. Много лет назад он развёлся со своей женой, и говорит, что я – его единственная настоящая любовь на всю жизнь. А недавно я заглянула в его паспорт случайно, и увидела, что год назад он развёлся… со второй женой. Во время ссоры он сказал, что это был фиктивный брак, ради прописки. Но осадок и недоверие – остались. Что делать?"

– Если Ваш супруг действительно такой верующий человек, то он не стал бы скрывать такие подробности своей жизни от той, которую, по его же словам, он так любит. Это действительно вызывает недоверие. Ведь если скрыт такой важный момент биографии, то сколько всего в его словах правды и лжи? Кроме того, в Церкви нет понятия фиктивного брака. Он либо есть, либо его нет. Если есть любовь – есть и брак, если нет – все прочее без венчания является блудом. И конечно вопрос, было ли венчание в первом браке? Судя по контексту – да, ведь человек верующий. Тогда возникает следующий вопрос: признан ли первый брак канонически недействительным, и если "да", то по чьей вине? В подтверждение такого признания и возможности к другому венчанию выдается соответствующий документ с подписью и печатью правящего архиерея. Как быть? Прояснить эти вопросы для того, чтобы никаких сомнений не осталось. В идеале – узнать всё не только через супруга, но и через бывших жён, чтобы исключить возможную ложь, а через это – и дальнейшее недоверие в отношениях.

"Сейчас молодые прямо из ЗАГСа идут венчаться в церковь. А через год-два – разводятся. Какой смысл тогда в Венчании? Может быть, венчаться сразу не стоит, или такая жизнь считается блудом? Но не хуже ли, если венчанные не держат данного Господу обещания верности? Объясните, пожалуйста, эти моменты."

– Сегодня многие люди под Таинствами предполагают некие магические обряды, гарантирующие получение счастья и благополучия. Это не так. Бродячие мнения и религиозное равнодушие до такой степени опошлили само понятие о браке, что редко кто взвешивает все условия для его принятия. Конечно, во время Таинства Венчания мы получаем от Бога благословение брака, но вместе с тем мы берём на себя определённые обязательства не только друг перед другом, но и перед обществом и Богом. При невыполнении этих обязательств мы теряем это благословение. Каждый человек свободен в принятии своих решений, и это влечёт ответственность за свои поступки. Венчаться никто не заставляет. Кроме того, перед любым Таинством положено проходить собеседование для прояснения таких вопросов, и очень часто священники советуют именно обождать с венчанием, дабы потом не пришлось этот брак признавать недействительным. В конечном итоге именно супруги решают своими поступками, каким будет их брак – крепким и счастливым или через пару лет распадётся.

"Батюшка, подскажите, сколько надо времени для того, чтобы узнать друг друга и не ошибиться в своём выборе?"

– Никто не скажет Вам, сколько для этого надо времени. На мой взгляд, и всей жизни не хватит, так как мы все и всё время меняемся. Чтобы узнать друг друга, важно видеть человека таким, какой он есть, а не таким, как нам хочется, знать его достоинства и недостатки. Так же надо понимать, что то, что мы считаем недостатком, сам обладатель данных черт может считать достоинством, и наоборот. И самое главное, видеть в человеке стремление к изменению себя в лучшую сторону ради любимого, а это уже своего рода самопожертвование, одно из проявлений настоящей любви. И это правило работает в обе стороны. Кроме того, есть понятие "неравных браков", когда будущие супруги могут происходить из семей очень разного достатка, разных жизненных позиций, с большой разницей в возрасте или в образовании. Поначалу кажется, что любовь поможет преодолеть все препятствия, и даже вроде как они преодолеваются, но со временем быт вносит свои коррективы, что часто негативно сказывается на браке.

– "Я сама крещенная в Православие, а жених – мусульманин. Можно ли нам венчаться?"

– Брак с иноверцем возможен лишь при обещании принять будущим супругом православную веру. Исключение есть лишь для исповедующих католичество, когда венчают без данного обещания, но с условием воспитания детей в Православной вере и по возможности православному супругу со временем перевести католического супруга в Православие. К слову: у католиков действует такое же правило.

"Была в гостях у подруги в другой стране. Ходили там в Православную Церковь. Батюшка – просто чудо, но прихожанки сказали, что он женат в третий раз. Может такое быть?"

– В канонической Православной Церкви такое невозможно. В различных около православных сектах или у раскольников – да, случаи известны. Не знаю где Вы были, поэтому не берусь сказать, правда ли это в данном конкретном случае, или нет.

"Моя тётя повенчалась со своим мужем, прожив вместе почти 30 лет. Мне, честно говоря, непонятно: зачем они это сделали, если уже и внуки есть? Лучше уж в молодости, тогда хоть красиво…"

– Гражданский брак – это первая ступенька, юридически закреплённый союз любящих мужчины и женщины. Церковный брак – это вторая ступенька, духовное соединение, слитие двух частей в единое целое. Они проверили крепость своих чувств и решили, что готовы к большему, на мой взгляд. И дело здесь совсем не в красоте момента. Эта красота сопутствует и подчеркивает важность События, являясь его дополнением, а не наоборот.

Отец Геннадий, следующий вопрос из нашей почты очень интересен, и ответ на него, думаю, прочитают в первую очередь юноши: "Что делать, если замуж позвал одну, а все мысли – о другой? А люблю, кажется, обеих…"

– Не жениться ни на той, ни на другой, взять паузу в отношениях и разобраться в себе. Невозможно усидеть на двух стульях: либо выбрать один, либо упасть. Самый лучший вариант – отстраниться от отношений и посмотреть на всё со стороны, разобравшись в своих чувствах.

"Мать советует вести невесту обязательно в Церковь, мол, тогда уж будет терпеть всё и никуда не денется. Это – действительно действует?"

– Нет, так венчание не работает. И вообще ничего так не работает. Чтобы что-то получить, надо что-то отдать, и обмен этот должен быть равнозначным. Чтобы брак был счастливым, надо в первую очередь любить друг друга, а во вторую – идти на компромисс, слушать и слышать, учиться договариваться. Эти правила должны кроме всего прочего работать в обе стороны и постоянно, а не когда удобно одной из сторон.

"Я была замужем, потом развелась. Развод был больше по моей инициативе, мужа я своего не любила совсем, вышла за него замуж под давлением родственников с моей стороны. Под конец брака я его терпеть не могла. Я прочитала, что развод это тоже грех, но честно сказать, я не чувствую что вот мой развод – это грех, и я не знаю как можно каяться в том, что не считаешь грехом. Ведь каяться нужно не формально, а искренне. Я искренне раскаиваюсь в других грехах, но почему-то не в грехе развода."

– Развод сам по себе не грех. Вопрос, что послужило причиной развода, был ли венчан брак? Перед началом венчания священник спрашивает молодых по очереди, есть ли у них свободное желание взять себе в жёны/мужья человека, не обещали ли они кому-то другому своё сердце. Они оба имеют последнюю возможность сказать "нет" или "да". И здесь уже заставить при всех людях не может никто, для того эти вопросы и существуют. Но если уж сказали "да", то принимаете на себя ответственность, за свои слова надо отвечать.

 

Батюшка, благословите наших читателей.

– Бог благословит! Подводя некий итог, хотелось бы особо отметить, что брак – всегда риск. Как бы сильна не была любовь, от неё до ненависти – один шаг. Огромное количество людей гибнет каждый год в ДТП, еще больше – получают тяжёлые травмы и увечья, однако транспортом мы при этом продолжаем пользоваться. Человек, прошедший соответствующее обучение, адекватно реагирующий на дорожную обстановку, соблюдающий ПДД и правила предосторожностей – имеет куда больше шансов доехать до пункта назначения, чем лихач с купленным водительским удостоверением. Семья – это такой же путь. Любите и цените друг друга, заботьтесь и уважайте не только себя, но и супруга! И ещё: огромную роль в семейной жизни играет интимная сторона брака. Часто слышу, как в семьях обычно супруга говорит: мне это уже не надо, не хочется и т.д. А потом удивляется, что муж изменяет. Не надо Вам – надо супругу. И это тоже жертва. Я уже не говорю о медицинской стороне этого вопроса – гормональное регулирование и т.п. Хотите, чтобы семья была счастливой – это требует создания определённых условий. Счастье само по себе с неба не падает, его нужно создавать совместными усилиями, и Бог в этом всегда людям поможет. Любите и цените друг друга, "носите тяготы друг друга, и так исполните закон Христов (Гал. 6:2)".

Обсудить
Материалы по теме:
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив